15 мая 2016 в 22:34
На Гран-при Испании 2016-го года Макс Ферстаппен одержал первую победу в карьере и впервые поднялся на подиум. Однако, это не единичный случай, когда пилот первым же появлением на пъедестале почёта оформляет победу. RACE24.ru вспоминает еще несколько подобных примеров.
Из-за того, что официальную статистику начали вести только в 1950-м году, стоит вспомнить несколько абсурдных примеров дебютных побед в Формуле 1. Победитель первой «официальной» гонки Формулы 1 Нино Фарина попросту не мог нарушить данный факт, а Хуан-Мануэль Фанхио победил на Гран-при Монако и впервые поднялся на подиум. В таком случае стоит вспомнить и гонки в Индианаполисе, которые входили в зачёт чемпионата Формулы 1, но пилоты из Европы не принимали в них участия.
Джэк Брэбем, Гран-при Монако 1959:
В 1959-м году Джек получил чемпионский болид и уже в первой гонке нового сезона сумел одержать свою дебютную победу в Формуле 1. Тот гран-при оказался гонкой на выживание — пилотам предстояло преодолеть по узким улочкам Монако 100 кругов!
Полную дистанцию преодолели только Брэбхем и пилот Ferrari Тони Брукс, который попросту не смог соперничать с австралийцем из-за плохого самочувствия.
Выиграв в том году еще одну гонку, Брэбхем стал чемпионом мира, а позже основал собственную команду, в которой так же стал чемпионом в 1966-м году.
Йо Бонньер, Гран-при Голландии 1959:
Через одну гонку успех Брэбхема сумел повторить популярный в то время швейцарец Йо Бонньер. Он проводил в Формуле 1 четвёртый сезон, но никак не мог блеснуть по различным причинам, но на третьем этапе сезона 1959 получил реальный шанс сотворить сенсацию. Выступая за BRM, Йо сумел завоевать поул и со старта повёл гонку, но вскоре уступил позицию Мастену Грегори. Вернув себе лидерство на 12-м круге, он попал под атаки Джека Брэбема, с которым боролся половину гонки. На 60-м круге вперёд вышел Стирлинг Мосс, но на его Cooper полетела коробка передач, открыв Бонньеру путь к первой победе.
Удивительно, но этот успех так и остался единичным в его карьере, несмотря на то, что он выступал в Формуле 1 еще с десяток лет.
Джанкарло Багетти, Гран-при Франции 1961:
Помимо того, что для Баггети это была первая победа и первый подиум,так еще и по официальным данным — первая гонка в Формуле 1! На самом деле, итальянец выступал уже в Формуле 1, но во внезачётных гонках.
В невероятно упорной борьбе с Дэном Герни Баггети вышел победителем. Как и для Бонньера, этот успех так и остался единичным — после нескольких лет безуспешных выступлений он ушёл из гонок и позже работал фотожурналистом.
Лудовико Скарфиотти, Гран-при Италии 1966:
Итальянец на Ferrari выигрывает в Монце. Когда такое было? Правильно, в последний раз такое произошло в 1966-м году, когда Лудовико Скарфиотти финишировал первым в Гран-при Италии.
Увы, но этот подиум так и остался единичным в карьере Лудовико — спустя год он разбился насмерть.
Эмерсон Фиттипальди, Гран-при США 1970:
Лидер чемпионата ничего не мог сделать с преследователями — Йохен Риндт разбился в квалификации Гран-при Италии и теорические шансы обогнать его в чемпионате имел только пилот Ferrari Жаки Икс. Икс выиграл поул, но в гонке столкнулся с техническими проблемами.
Гонку повёл Джеки Стюарт, но на 83-м круге вынужден был сойти из-за утечки масла. В борьбе за победу вступили Педро Родригес и молодой Эмерсон Фиттипальди. Будущий двукратный чемпион провёл обгон на 100-м круге, когда дуэт обходил круговых и впервые поднялся на подиум, попутно одержав первую победу в Формуле 1.
В последующие годы Эмо сумел громко заявить о себе, завоевав титулы в 1972-м и 1974-м годах, а после ухода из Формулы 1 еще и выиграл «500 миль Индианаполиса».
Питер Гетин, Гран-при Италии 1971:
В наше время подобную картину можно увидеть разве что на гонке «500 миль Индианаполиса». В 60-70-е конфигурация Монцы состояла исключительно из прямых и нескольких шикан. Пилоты входили в Параболику и в слипстриме выныривали на прямую старт/финиш. Очень много побед в Монце в то время было одержано в последнем повороте, но финиш 1971-го года является самым плотным в истории Формулы 1. Выступающий на McLaren Питен Гетин занял внутренний радиус, но Ронни Петерсон на March использовал слипстрим и стремительно нагонял Гетина.
И лишь отмашка клетчатым флагом позволила случиться сенсации — болид McLaren первым пересёк финишную черту, с отрывом всего в 0.01 секунды. Первая четвёрка пилотов уместилась в 0.18 секунды, а финишировавший пятым Хоуден Генли уступил победителю всего 0.61 секунды. Для Гетина этот успех так и остался единичным.
Витторио Брамбилла, Гран-при Австрии 1975:
За свою агрессивную манеру езды и постоянные аварии Брамбилла получил прозвище «Горилла из Монцы». Но в дождливом Гран-при Австрии 1975-го года получил реальный шанс выиграть гонку.
Стартовав восьмым, Витторио быстро расправился со своими соперникам и обогнав на 19-м круге Джеймса Ханта, возглавил гонку. Из-за ужасных погодных условий, гонку остановили по истечении 29-ти кругов и победилетем был объявлен Брамбилла.
Итальянец пересёк линию финиша — и тут же потерял управление, отправив свой March в отбойник. Для Витторио этот успех так же остался единичным достижением в его карьере.
Алан Джонс, Гран при Австрии 1977:
Будущий австралийский чемпион Алан Джонс очень грамотно провёл гран-при. Перед стартом гонки прошёл дождь и Джонс постепенно прорывался вперёд с 14-й стартовой позиции. Спустя десяток кругов Джонс вырвался на второе место, а когда отказал мотор на болиде лидировавшего Джеймса Ханта — вышел в лидеры гонки и финишировал первым, опередив Ники Лауду на 20 секунд.
Себастьян Феттель, Гран-при Италии 2008:
На Гран-при Италии 2008-го года Себастьян Феттель сотворил настоящую сенсацию еще в квалификации, завоевав поул на мокром асфальте Монцы. Все ставили на победу Хейкки Ковалайнена на McLaren, который стоял рядом, но Феттель ни секунды не позволил усомниться в серьёзности своих намерений.
Победа. На болиде команды, которая еще три года назад именовалась Minardi. Это было поистине сильно. В следующем сезоне Феттель перешёл в Red Bull, а в 2013-м году оформил четвёртым подряд чемпионский титул.
Пастор Мальдонадо, Гран-при Испании 2012:
В современной Формуле 1 так же возможны сюрпризы. Причём совпадений с победой Макса Ферстаппена оказалось достаточно много.
Во-первых, стоит отметить дисквалификацию обладателя поула Льюиса Хэмилтона, которого стюарды сослали на последний ряд стартового поля.
На старте вперёд вышел Фернандо Алонсо, но Мальдонадо тактически сумел переиграть пилота Ferrari и финишировал в трёх секундах впереди. Третьим приехал Кими Райкконен, который стремительно нагонял дуэт лидеров.
Больше Мальдонадо на подиуме не появлялся, а в начале 2016-года был уволен из команды Renault.
Макс Ферстаппен, Гран-при Испании 2015:
Невероятное самоустранение пилотов Mercedes позволило Максу Ферстаппену сотворить сенсацию, одержав победу в первой же гонке за команду Red Bull. Благодаря тактике, во время второй волны пит-стопов Макс вышел вперёд и сумел на последних кругах отбить атаки Кими Райкконена.
Статистика — штука интересная, но непонятная. Для пилотов дебютный пъедестал почёта на первой позиции означал либо единичный успех, либо в будущем они становились чемпионами мира. Искренне надеемся, что Макса ожидает второе.