Гран-При Германии 1986: когда так не хватает топлива

Гран-При Германии 1986: когда так не хватает топлива

Фото: en.espnf1.com30 июля 2016 в 13:21

Вспоминаем Гран-При Германии 1986 года, который запомнился невероятной развязкой на последнем круге, когда сразу 2 машины были вынуждены сойти из-за нехватки топлива.


На Гран-При Германии тридцатилетней давности в Хоккенхайме финского пилота Кеке Росберга беспокоили две мысли касательно расхода топлива. С одной стороны, целью было использование минимально требуемого количества топлива. Как говорил Кеке, гонщики в каждой гонке «стремятся финишировать на нуле». С другой стороны, что если топлива просто не хватит до конца? Росберг стартовал в той гонке с поул-позиции и лидировал большую её часть, но на последнем круге у него кончилось топливо, и ему пришлось сойти. Впрочем, он не был удивлён этому.

«Наконец, я получил машину, которой могу управлять так, как я люблю, но у меня закончился бензин. Вот это гонки, да?»

Таковыми были настоящие гонки 30 лет назад. Но времена изменились. Трасса Хоккенхайм, где в воскресенье состоится Гран-При Германии, серьёзно отличается от той, что была здесь в 1986 году, ведь в результате перестройки автодрома в 2002 году были убраны 2 длинные прямые, идущие через лес. Технологическое развитие также поменяло и гоночные болиды. Сегодня машины ломаются гораздо реже, а за последнее десятилетие всего несколько раз у пилота по ходу гонки заканчиловалось топливо.

Но в 1986 году в Германии на последнем круге лидировавшая четвёрка в полном составе столкнулась с нехватвой топлива, и две машины в итоге так и остановились, не доехав до финиша. Всего по вине технических поломок из гонки выбыло примерно ⅔ стартовавших машин. Сегодня это может показаться странно, но, по факту, погрешность в расчёте топлива подарила нам один самых драматичных финишей в истории Формулы-1. Символом той гонки стал действующий на тот момент чемпион мира Ален Прост, толкающий к финишней черте свой McLaren, у которого закончилось топливо. 

Победителю той сумасшедшей гонки Нельсону Пике на Williams и финишировавшему вторым Айртону Сенне на Lotus пришлось вилять на финальной прямой, чтобы собрать остатки топлива, которые оставались в их двигателях. В момент, когда у Проста закончилось топливо, он был третьим. Затем он начал доталкивать свой болид до финишной черты и остановился лишь тогда, когда вспомнил, что пересечение черты подобным образом всё равно не будет защитано. Но в итоге он был классифицирован шестым, потому что шедший 7-ым пилот отстал от лидера гонки Пике на целый круг.

Для собравшейся толпы, которая устроила на автодроме аншлаг, гонка была захватывающей от начала и до конца. Вдобавок к массовым сходам и 4 лидерам, у которых закончилось топливо, в гонке также было несколько смен лидирующей машины. Зрители могли видеть и демонстративно злого руководителя Williams Патрика Хеда из-за заехавшего без предупреждения на пит-стоп для смены шин Пике. В тот момент ни о какой нехватке топлива у бразильца и речи не шло, и он чувствовал, что на тактике двух пит-стопов со свежими шинами он будет быстрее всех.

И ведь это оказалось правдой. Пике стартовал пятым, Росберг был на поуле, его напарник Прост разделил с ним первый ряд, а Сенна и Герхард Бергер на Benetton заняли второй. Оба McLaren не лучшим образом приняли старт, и Сенна захватил лидерство, попутно задев машину Проста. Вскоре Росберг вернул себе 1-е место, но всего через несколько кругов Пике удалось пройти его. После 19-го круга Росберг заехал на пит-стоп. На следующем круге в боксах остановился Прост, а ещё круг спустя — Сенна. После пит-стопов лидером был Пике, за ним ехали Росберг, Прост, Сенна и Рене Арну на Ligier. На свежих шинах Росберг атаковал Пике, и к концу 27 круга финн снова вышел в лидеры, после чего Пике заехал на тот самый незапланированный пит-стоп, в результате чего Хед, находившийся в боксах, начал злобно жестикулировать. Вернувшись на трассу 3-им, бразилец отставал на 4 секунды от Проста и на 14 от Росберга.

Пике вернул себе лидерство на 39 круге, всего за 5 кругов до финиша. Чемпиона мира 1982 года пытался сопритивляться, но это было невозможно. На последнем круге Пике был всего в двух секундах впереди него, а позади же них у Проста практически закончилось топливо, в результате его без борьбы обошёл Сенна. После этого Росберг странным образом в первой шикане проехал напрямую сквозь зону безопасности. Возможно, это было сделано для экономии топлива, ведь у финна оно также начало кончаться. Впрочем, этот манёвр его не спас, и Росберг сошёл почти сразу же после этого. На финишней прямой Пике начал вилять из стороны в сторону, пытаясь собрать остатки топлива в своём двигателе, то же самое делал и Сенна, который всего за полкруга поднялся с 4-й позиции на 2-ую. В это время Прост, катившийся уже практически по инерции и «обогнавший» машину своего сошедшего напарника, вошёл 3-им в последний поворот. Однако его скорость была настолько низкой, что его запросто опередили Мэнселл и Арну.

Из 26 стартовавших машин до финиша добралось всего 9. В числе технических неполадок 17 сошедших болидов, не считая двух McLaren без топлива, встречалось буквально всё: перегрев, пожар, сломавшиеся моторы, турбо, радиаторы, сцепление, подвеска, коробка передач. В конце стоит отметить, что, несмотря на свой более ранний сход с дистанции, именно Росберг, а не Прост, был в итоге классифицирован 5-ым, ведь оба болида McLaren прошли лишь по 43 из 44 полных кругов, и на момент пересечения финишной черты в 43-ий раз именно финнский пилот McLaren был впереди своего напарника.


Новости по теме

    Envato WW