МТС

Дженсон Баттон: Почему Ален Прост — мой герой в Формуле-1

Дженсон Баттон: Почему Ален Прост — мой герой в Формуле-1

Фото: autosport.com28 июля 2016 в 13:16

Британский пилот является воплощением образа героя в современной Ф-1: атлет, чемпион мира, джентельмен. Но кто же является его собственным героем? В интервью изданию Autosport Дженсон поведал об этом лично.


Когда я был маленьким, я ничего не знал о Формуле-1. Тогда я ещё не сталкивался с ней. Поэтому самые ранние воспоминания о просмотре Гран-При у меня, когда мне было примерно 6, как раз в то время, когда отец купил мне мой первый карт. Он был большим фанатом Алена Проста. В столь раннем возрасте вы продолжаете многому обучаться, но я бы сказал, что сезон Формулы-1 1986 года был первым, который я осознанно смотрел: красно-белые McLaren были в ударе и обычно были впереди. Развязка того чемпионата произошла в последней гонке, но я помню, что ранее в том году на Гран-При Германии Алену Просту пришлось толкать свою машину к финишней черте после того, как на последнем круге у него закончилось топливо. И он финишировал шестым! В те дни всё было именно так. Тогда была пара команд, которая была настолько далеко впереди, что их пилоты могли остановиться из-за нехватки топлива, выбраться из машины и начать толкать её, но при этом всё равно финишировать в очках.

Ален Прост на Гран-При Германии 1986. Источник: autoracing.com.br

Очевидно, тогда инструменты для измерения расхода топлива были не такими точными, как сейчас. Интересно смотреть на фотографии того времени: секция стадиона на Хоккенхайме выглядит так же, за исключением фанатов. Примечательно, что уже тогда нельзя было иметь табачных компаний в качестве спонсоров.

Гран-При Австралии был финалом сезона, и он был очень захватывающим. С точки зрения турнирных раскладов и мест, где каждый должен финишировать, чтобы выиграть титул, всё было очень сложно, но всего претендентов было трое: Мэнселл, Прост и Пике. Мэнселл и Пике тогда гонялись за Williams, а Прост — за McLaren. Единственной вещью, которую я по сути помню из той гонки, был взрыв покрыши Мэнселла, который принёс Алену чемпионство. Есть старая пословица: чтобы финишировать первым, для начала ты должен финишировать. Прост не был быстрейшим пилотом, но он был разносторонним гонщиком, у которого было видение, как избегать проблем.

Ален Прост и Айртон Сенна на Гран-При Монако. Источник: autosport.com

Соперничество между Аленом и Айртоном Сенной определило Формулу-1 на многие годы, и было привилегией расти тогда в конце 80-х и наблюдать эту битву. Мой отец и я любили смотреть на этих двух гонщиков. Мне нравится то, как Прост пилотировал и то, как он берёг машину. Его подход заключался не просто в том, чтобы показать хорошее время на круге — он знал, как строить команду вокруг себя. Конечно, мне также нравилась и скорость Айртона, потому что он был супербыстрым на одном круге. Я уважал их обоих, но ещё юношей выбрал Проста.

Когда он перешёл в Ferrari — а мне тогда было 10, то было забавно видеть его в другой машине, ведь до этого я всю свою жизнь видел его лишь в красно-белом McLaren. Я определённо был фанатом гонщика, а не фанатом команды. Видеть его в красной машине было очень круто, а та машина, болид Ferrari 1990 года, был красивым, потрясающим автомобилем.

Ален Прост и Айртон Сенна на подиуме Гран-При Австралии 1993. Источник: autosport.com

Будучи теперь в разных командах, Айртон и Ален оставались непремиримыми соперниками. На фотографии запечатлён подиум после последней гонки Алена в Аделаиде'93. Прост провёл свой последний сезон в WIlliams и достаточно легко выиграл титул. На подиуме Айртон выглядел задумчивым и мрачным даже после победы в гонке, и, думаю, это было вызвано уходом Алена из Формулы-1. Я слышал, что он много раз звонил ему и говорил: «Почему ты уходишь?»

Он потерял своего главного соперника. В то время в Ф-1 было много отличных пилотов, но когда вы проходите с одним человеком через столько всего хорошего и плохого, то это значит многое. Вы скучаете по нему, когда он уходит. Даже если вы выигрываете всё, вам не хватает вызова со стороны этого человека, который заставлял вас совершенствоваться. Хотя между ними и было много ненависти, они уважали друг друга. Когда у вас конкурентный напарник и вы его побеждаете, то думаете: «Это восхитительно». Всё познаётся в сравнении. Когда вы в паре с новичком или менее опытым пилотом, то победа над ним не значит то же самое.

Впервые я встретил Алена на тестах в Барселоне в конце 1999 года. Мне было всего 19, и для меня это было сумасшедшее время. Я был на отдыхе в Мексике — я собирался быть там две недели — но после 5 дней мне позвонили и сказали возвращаться на тесты. Я был так взволнован увидеть Алена и управлять его машиной. Я управлял ею после Жана Алези, который был за рулём за день до меня, и в тот день со мной тестировался ещё Ник Хайфельд. Я проехал быстрее, чем Алези в предыдущий день, и для меня, выросшего на его гонках, оказаться быстрее него значило что-то особенное. Я ничего не знал о количестве топлива и состоянии шин. Всё, что я знал, это времена на секундомере. Мне нравилась каждая секунда того дня. Ту машину на самом деле было очень приятно управлять. Но я помню, как на своём финальном круге при входе в 3-ий поворот двигатель заел, а тормоза сильно заблокировались. Я проехал 33 круга, что не очень много, но я чувствовал, что сделал достаточно, чтобы показать, что у меня есть скорость. Другое дело, мог ли я настраивать машину — я не мог. Мне предстояло многому научиться.

Дженсон Баттон за рулём McLaren MP4/2C на фестивале в Гудвуде

Позже, на Фестивале скорости в Гудвуде, у меня появилась возможность управлять чемпионским болидом Алена MP4/2C. Я всегда любил Гудвуд. Граф Марч основал отличное шоу, и у вас есть возможность управлять такими особенными машинами. На этой машине из 80-х гонялся мой герой, и мне она была наиболее дорога. Это удивительный механизм. Машины Ф-1 сейчас имеют мощные двигатели, но про те болиды такого не скажешь. До тех пор, пока не включается турбо, ты вообще не чувствуешь мощности от 1,5-литрового двигателя. Затем ты поддаёшь газа и внезапно ощущаешь огромный толчок сзади. Это совершенно иной вызов. В McLaren есть целый департамент, возглавляемый Нилом Трандлом, бывшим главным гоночным механиком команды, который занимается поддержанием этих машин в рабочем состоянии, и вы можете видеть, как рады они, когда действующие пилоты управляют классическими машинами и получают от этого удовольствие.

В последние годы у меня также была привилегия узнать Алена намного лучше. Он очень мудрый, по-прежнему невероятно конкурентный, а сейчас он очень увлёкся велогонками. В этом году мы ездили из Монако в Италию, и он в потрясающей форме. В этом году он собирается принять участие в чемпионате мира для своей возрастной группы. Я думаю, у него есть шанс стать чемпионом мира не только на 4-х колёсах, но теперь и на двух. Насколько же невероятно это будет?

Когда мы вместе катаемся, то отлично проводим время. Мы не всегда разговариваем о гонках, но иногда, когда мы это делаем, всегда интересно послушать его комментарии о различных спорных моментах. В такие моменты понимаешь, почему он известен как «Профессор».


Новости по теме

    МТС

    МТС