Кто сможет повторить историю Brawn GP в 2017 году?

Кто сможет повторить историю Brawn GP в 2017 году?

Фото: autokadabra.ru11 июля 2016 в 12:51

В следующем сезоне произойдёт большое изменение регламента, и команды Ф-1 находятся на распутье: продолжать дорабатывать текущие машины или уже сейчас переключиться на новый сезон.


Формулу-1 ждёт третье значительное изменение регламента за последние 8 лет с серьёзным пересмотром правил по аэродинамике. Болельщики надеются увидеть более агрессивные машины, интересные гонки и пилотов, которые получают удовольствие от вождения. Позади остался долгий процесс обсуждения, в ходе которого было решено расширить машины путём увеличения антикрыльев и шин. Это в свою очередь увеличит уровень прижимной силы. Изменение правил обычно сопровождается изменением и в расстановке сил команд. И когда до старта следующего сезона остаётся всего 8 месяцев, возможно, кто-то уже решил рискнуть и переключить своё внимание на следующий год?

Когда произошло изменение регламента в 2009 году, огромный скачок вперёд сделала команда Brawn GP, выигрывшая как Чемпионат мира, так и Кубок Конструкторов, хотя годом ранее Honda, на базе которой и появился новый коллектив, была лишь 9-й в зачёте команд. Тогда инженеры достаточно рано начали перебрасывать ресурсы на разработку машины нового года, в итоге создав знаменитый двойной диффузор, который обеспечил Brawn GP гигантское преимущество в начале 2009 года.

Williams и Toyota также тестировали его, но именно Brawn продвинулся дальше всех, максимизировав эффективность своей разработки благодаря хорошо продуманной задней части машины. Команда смогла вырваться вперёд, хотя другие команды смогли настигнуть Brawn — в первую очередь Red Bull, который затем стал лидером по части аэродинамики, пока в 2014 году правила не изменились вновь.

Red Bull смог подняться вверх на 5 позиций в Кубке Конструкторов, взлетев с 7-го места в 2008 году на 2-е в 2009. С другой стороны, Renault и Toro Rosso потеряли по 4 места, откатившись на 8 и 10 места соответственно. Но самую большую цену заплатили Ferrari и McLaren, сражавшиеся в 2008 году до самой последней гонки (практически до последнего поворота чемпионата). В том году они заняли первые 2 строчки в Кубке Конструкторов, но годом позже им удалось достичь лишь 4-ого и 3-его мест соответственно и добыть на двоих всего 3 победы.

В 2014 году, когда был пересмотрен регламент на двигатели, больше всего выгоды извлёк Mercedes благодаря своему грамотному распределнию ресурсов. Немецкая команда зарекомендовала себя в качестве доминирующей силы, в то время как её клиент WIlliams смог взлететь с 9-го места на 3-е. Не считая Toro Rosso, все команды с двигателями Renault и Ferrari после смены регламента опустились в Кубке Конструкторов. Впрочем, ещё одни клиенты Mercedes, McLaren и Force India, не смогли улучшить своих позиций, что доказывает, что смена регламента может изменить расстановку сил, но не является гарантией того, что середняки внезапно сделают шаг вперёд.

Предстоящей смене регламента предшествовали несколько другие обстоятельства. Прежде всего, была задержка с окончательным согласованием новых правил, которая длилась до конца апреля. Это поставило маленькие команды в невыгодное положение в сравнении с богатыми, у которых и денег, и людских ресурсов гораздо больше, чтобы справиться со столько сжатыми временными рамками. Маленьким коллектива придётся распределять свои ресурсы более тонко, и по этой причине Формула-1 рискует получить более растянутую стартовкую решётку.

Ирония в том, что изменение регламента наступает ровно в тот момент, когда руководитель Mercedes Тото Вольфф заявил, что пелетон стал гораздо плотнее из-за стабильного регламента. В 2014 году средний разрыв в квалификации между поулом и самой медленной машиной был 5,227 с. В 2015 году он вырос до 6,367 с (проблемы Marussia и Caterham несколько искажают цифры в 2014 и 2015 годах), в этом же году он составляет 4,414 с для первых восьми гонок.

Технический директор Williams Пэт Симондс ранее заявил, что не ожидает повторения ситуации в стиле Brawn из-за жёстких ограничений на количество часов в аэродинамической трубе и размер штата по сравнению с 2009 годом. Тогда команды могли нанимать больше специалистов, разрабатывать больше запчастей и тратить больше времени в трубе. Сейчас это запрещено. Команды ограничены 25-ю часами в неделю в аэродинамической трубе или 25-ю терафлоп данных по вычислительной гидродинамике, а еженедельное количество заходов в аэродинамической трубе не должно превышать 65.

Но что команды могут сделать, так это рано переключить свои ресурсы на следующий год. Проблема в том, этим вы рискуете потерять места в Кубке Конструкторов в этом сезоне и таким образом лишиться жизненно важных призовых денег на следующий год, что отразится на возможностях команды в разработке машины в следующем сезоне.

Все команды так или иначе уже работают над машинами 2017-го года — вопрос лишь в том, насколько процентов команда задействует инженеров в этом. В Force India решение уже принято: ресурсы полностью переключились на 2017 год. Впрочем, после обновления на Гран-При Испании, которое позволило команде сделать большой шаг вперёд, на такое было решиться куда легче. Для индийский команды в этом году обновлений больше не будет. Серхио Перес смог завоевать 2 подиума в трёх гонках, дав команде возможность вздохнуть спокойно в борьбе за 5-е место. Сейчас идущая следом Toro Rosso отстаёт на 32 очка, а впереди и вовсе замаячило 4-е место, так как в последних трёх гонках команда их Сильверстоуна отыграла у Williams уже 20 очков. В Force India понимают, что следующий год может дать команде шанс сделать реальный шаг вперёд и навязать борьбу фаворитам, но также и осознают, что в этом году команда ни в коем случае не может позволить себе потерять позицию в чемпионате. Поэтому данное решение далось ей всё-таки не так уж и легко.

«Мы должны разрабатывать то, что имеем. Новые правила следующего года являются отличным шансом для невероятной команды разработчиков, которая у нас имеется. Конечно, вы не хотите упускать возможность начать в следующем году всё с чистого листа», — заявил заместитель руководителя команды Боб Фернли.

Force India однозначно может стать командой, которая приятно удивит в следующем году.

В Haas также остановили разработку текущей машины. Босс команды Гюнтер Штайнер заявил, что это было простое решение. Известно, что для новых команд второй год более сложный, поэтому данное решение со стороны американской команды вполне логично.

«Машина следующего года является платформой для следующих 5 лет, а машине этого года нужно провести ещё всего лишь 13 гонок (примечание: интервью было дано после Гран-При Азербайджана). Очевидно, мы выберем следующие 5 лет».

Что касается Mercedes, то принимая во внимание ресурсы команды и её сохраняющееся преимущество над ближайшими конкурентами, немецкий коллектив остаётся одним из фаворитов на следующий год. Преимущество в 131 очко над Ferrari практически не оставляет шансов на борьбу в Кубке Конструкторов, и это облегчит команде принятие решения о полном переключении на машину следующего года, которая будет опираться на уже существующее преимущество Mercedes в этом году.

А вот для Ferrari и Red Bull всё гораздо сложнее. Обе команды показали, что способны выигрывать гонки в этом году. Так как же им поступить? Полностью переключиться, как только чемпионат уйдёт на летний перерыв, осознавая, что оба титула уже фактически вне досягаемости? Или продолжить разделять ресурсы, чтобы всё-таки выиграть 1-2 гонки в этом сезоне и снова почувствовать запах побед?

Это напоминает нелёгкий выбор BMW Sauber в 2008, из-за которого команда решила отказаться от борьбы, чтобы выстрелить в следующем сезоне. А ведь после победы на Гран-При Канады Роберт Кубица лидировал в чемпионате…Остаток того сезона команда просто доезжала, но главной проблемой стало то, что ставка на сезон 2009 не сыграла. BMW опустился с 3-его места на 6-ое и больше никогда не выигрывал гонок. Данный пример не показателен, особенно для команд, в сумме выигрывавших в этом веке 10 из 15 Кубков Конструкторов, но тем не менее заслуживает внимания.

Вероятно, все команды остановят доработку машин текущего года перед летним перерывом. Учитывая изменение правил, в новых машинах будет использоваться лишь небольшая часть наработок от старых, о чём свидетельствуют частые разговоры об «идеях и философии». Пэт Симондс ранее заявлял, что у его команды обновления запланированы до Венгрии и, может быть, немного позже, но инженеры уже по большей части сфокурисированы на следующем сезоне. Это подтверждается использованием на тестах в Барселоне специльного двухэтажного заднего крыла, которое помогало имитировать высокий уровень прижимной силы. Williams проделал отличную работу по грамотному использованию своего небольшого бюджета, и руководитель повышения эффективности Роб Смедли видит в новом регламенте реальный шанс для его команды сократить отрыв от лидеров. 

«То, как мы сейчас разрабатываем машины в Формуле-1, с ограничением на аэродинамические тесты, гораздо выгоднее для команд с ограниченными ресурсами. 2017 год предлагает Williams отличную возможность приблизиться к лидерам. Мы должны быть в состоянии сделать это, иначе мы присоединимся ко второму эшелону Формулы-1».

Для Renault нельзя было выбрать более подходящего времени для смены регламента, чем сейчас, ведь её возвращение в Ф-1 оказалось довольно тяжёлым. Французская команда столкнулась с результатом отсутствия денег во второй половине прошлого сезона у Lotus, которую зимой приобрёл концерн. Шансы на улучшение того, что есть у команды сейчас, невелики. Но Renault получил спасательный круг в виде изменения правил. Новый регламент даёт возможность начать всё с нуля. Поэтому для Renault, как ни для кого другого, имеет смысл по-скорее бросить текущий болид и взяться за разработку машины следующего года. Если французы не сделают этого, это будет означать, что они добровольно откажутся от возможности стать одним из лидеров новой Формулы-1. Именно Renault имеет сейчас наибольшие шансы на повторение истории Brawn GP.

Sauber находится примерно в том же положении, что и французы, с точки зрения скорости, но в гораздо более ужасающем с точки зрения финансов. Будущее команды находится под угрозой. И если команда в ближайшее время не найдёт финансирование для гарантии стабильности, следующий год для неё может стать ещё более сложным и даже вовсе поставить под угрозу её будущее.

Всем командам предстоит принять несколько сложных решений, и природа Формулы-1 такова, что эти решения определяет не только конкурентность, но и потенциальное выживание каждой команды.

Текст: Эрдня Кулешов

Новости по теме

    МТС

    Новости СМИ2