6 самых неудачных случаев защиты чемпионского титула

6 самых неудачных случаев защиты чемпионского титула

Фото: mirror.co.uk08 мая 2016 в 15:11

В истории Формулы-1 было немало случаев, когда пилоты брали несколько последовательных чемпионских титулов подряд: Мика Хаккинен, Михаэль Шумахер, Айртон Сенна, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио, Себастьян Феттель. Однако не зря говорят, что забраться на вершину легче, чем удержаться на ней. И пока чемпион мира 2015 года Льюис Хэмильтон никак не может провести идельный уик-энд, испытывая различные проблемы как в квалификациях, так и на старте гонок, а его напарник буквально штампует победы одну за одной, мы решили вспомнить 6 наиболее провальных попыток действующих чемпионов мира защитить свой титул.

1. Джоди Шектер: Первый и пока единственный чемпион, родившийся на Чёрном континенте, южноафриканец Джоди Шектер завоевал чемионский титул в 1979 году. Управляя Ferrari 312T3 в первых двух и 312T4 в последующих 13 гонках того сезона, Шектер 6 раз приезжал на подиум, одержав 3 победы и заработав очки в 12 из 15 гонок.

Однако следующий сезон для южноафриканца сложился из рук вон плохо. Начав сезон с чемпионской единичкой на борту, Шектер буквально провалил чемпионат, заняв в итоге 19-ое место в зачёте пилотов. Свои единственные очки чемпион мира 1979 года набрал на Гран-При США-Запад, заняв 5-ое место. Почти во всех остальных гонках сезона 1980 Шектер либо сходил, либо оставался вне топ-6, получавшей в те времена очки. Особняком стоит Гран-При Канады, на котором Джоди Шектер попросту не смог пройти предквалификацию и, следовательно, вовсе не смог выйти на старт гонки. За 9-летнюю карьеру гонщика в Ф-1 это был единственный подобный случай.

Справедливости ради стоит отметить, что шасси Ferrari в сезоне 1980 года 312T5 получилось гораздо медленнее своего предшественника. Напарник Шектера Жиль Вильнёв в том сезоне набрал 6 очков — 8 баллов в Кубке Конструкторов Ferrari по сравнению с прошлогодними 105-ю наглядно показывают разницу. Столь неудачный сезон отчасти убедил Шектера закончить карьеру гонщика и повесить шлем на гвоздь…

Джоди Шектер на Гран-При Монако 1980 года. Источник: legendsofracing.tumblr.com

2. Джеймс Хант: Хотя сезон 1977 года, в котором Хант выступал в качестве действующего чемпиона мира, нельзя назвать для него провальным, последующие несколько лет выступлений британца явно не соответствовали его ожиданиям. 3 победы и 5 подиумов сезона 1977 года можно назвать неплохим уловом, однако, не считая этих гонок, Ханту удалось всего 1 раз финишировать в очках. Виной тому была чудовищная надёжность McLaren M23 и M26, которая позволила Ханту увидеть клетчатый флаг менее чем в половине гонок того сезона.

Далее карьера британца стремительно шла вниз. Отчасти это было вызвано тем, что Джеймс потерял интерес к гонкам и всё больше внимания уделял вечеринкам и девушкам, к которым был неравнодушен и ранее. В своих последних двух сезонах Хант смог завоевать всего 1 подиум и 8 очков. По окончании карьеры британец переключился на комментаторскую деятельность и более 10 лет освещал Формулу-1 на британском телевидении.

Джеймс Хант на Гран-При Бразилии 1977 года. Источник: f1-history.deviantart.com

3. Себастьян Феттель: 4-кратный чемпион мира является самым успешным пилотом современности, и как же он мог попасть в данный список, спросите вы? Всему виной 2014 год, который вылился для немца в настоящий кошмар. Партнёром Феттеля в том сезоне был австралиец Даниэль Риккиардо, который проводил на тот момент всего 3-ий полный сезон в Ф-1. Интересно, что сам Феттель в своё время был переведён из Toro Rosso в старшую команду также на свой 3-ий год выступлений.

В том сезоне наблюдалось полное доминирование Mercedes (мало что изменилось с того времени), в то время как машинам с моторами Renault заметно не хватало мощности. Всё это привело к тому, что Феттель провёл первый в карьере сезон без побед в Гран-При с момента своего дебюта в сезоне 2007. Немец смог завоевать 2-е место в Сингапуре и 3-е место в Малайзии, Канаде и Японии, его напарнику же удалось выиграть целых 3 гонки (Канада, Бельгия, Венгрия) и забраться на подиум ещё в 5 гонках. Риккиардо также смог финишировать на 2-м месте в своей первой гонке за Red Bull у себя на родине в Австралии, однако был дисквалифицирован спустя час за превышение максимально допустимого расхода топлива в 100кг/ч.

На следующий сезон Феттель перешёл в Ferrari, намереваясь таким образом повторить путь своего кумира Михаэля Шумахера. В дебютном сезоне за рулём красной машины Себастьян смог одержать 3 победы и до последнего боролся за звание вице-чемпиона со своим соотечественником Нико Росбергом.

Себастьян Феттель на Гран-При Сингапура 2014 года. Источник: commons.wikimedia.org

4. Ники Лауда: Уйти на пенсию, вернуться через несколько лет и выиграть ещё один чемпионский титул — наверное, таковой была мечта Михаэля Шумахера, когда он вернулся в Королевские гонки в 2010 году. Проделать данный трюк ему так и не удалось, чего не скажешь о Ники Лауде — в 1984 году в сражении со своим напарником Аленом Простом австриец смог завоевать 3-ий чемпионский титул.

Следующий сезон состоял из 16 гонок, в которых Лауде предстояло защищать звание Чемпиона Мира. Начало сезона очень хорошо показывало то, с чем предстояло столкнуться в том сезоне действующему чемпиону: после двух сходов в первых двух гонках австриец завоевал 4-е место на Гран-При Сан-Марино…следующий же финиш в очковой зоне состоялся аж после 6 (!) подряд сходов австрийца.

К середине сезона ситуация начинала становиться комичной. Сколько раз финишировал Лауда в следующих трёх гонках? Всего 1. 11-ый этап чемпионата мира в Голландии стал для Ники 3-м в сезоне и последним в карьере результативным финишем — на трассе в Зандворте австриец смог одержать 25-ую победу в карьере, опередив на финише своего напарника всего на 0,2 секунды.

До конца сезона оставалось 5 этапов, и в следующей гонке Лауда «оформил» 9-ый сход в 12 гонках. На следующем этапе в Бельгии всё вышло ещё хуже. Застрявшая педаль тормоза стала причиной аварии, в которой Лауда повредил запястье. В итоге он был не допущен к данной гонке, а также к следующему этапу Гран-При Европы, который прошёл на британском Брэндс-Хэтче (формально Лауда не сходил аж в двух Гран-При подряд).

К двум заключительным этапам сезона австрийца допустили, но толку от этого было немного. Сколько раз Лауда сходил в этих двух гонках? Правильно, 2 раза. 3 финиша в 16 гонках является антирекордом Формулы-1. Для пущей убедительности стоит сказать, что напарник Лауды Ален Прост финишировал в 13 гонках (то есть француз сходил столько же раз, сколько австриец доходил до финиша).

Ники Лауда на Гран-При Нидерландов 1985 года. Источник: f1-history.deviantart.com

5. Нельсон Пике (трижды): В 1982 год Пике вступил в ранге нового чемпиона мира на Brabham. Однако этот сезон стал всего лишь бледной тенью предыдущего чемпионского. Несмотря на победу в Канаде и 2-е место на последовавшем за ней этапе в Голландии, сезон 1982 года превратился для бразильца в настоящую катастрофу. В остальных гонках Пике ждало всего 2 очковых финиша на этапах в Бельгии и Швейцарии (последний проводился во французском Дижоне, так как в Швейцарии автоспорт был запрещён после аварии на гонке в Ле-Мане в 1955 году, унёсшей жизни более 80 человек). Среди неудач того сезона стоит отметить дисквалификацию в родной для него Бразилии, а также непрохождение предквалификации на этапе в Детройте. Всего 4 финиша позволили довольствоваться Пике только лишь 20-ю набранными очками и 11-м местом в чемпионате.

Впрочем, в следующем сезоне удача вернулась к бразильцу, и он смог выиграть свой 2-й чемпионский титул. Но 1984-ый год снова вышел неудачным. Пике набрал в нём вдвое меньше очков, чем в 83-ем. Однако, по сравнению с неудачным 1982-м, в этот раз всё сложилось несколько лучше. Набрав 29 очков и 7 раз финишировав (5 из них в очках), Пике смог закончить сезон на 5-м месте.

Третий чемпионский титул Пике смог выиграть в 1987 году, и снова, последовавший за ним сезон принёс сплошные разочарования. Перейдя в 1988 году в Lotus, Пике был обречён на провал. Всего 3 подиума, в которых Пике финишировал на третьем месте, и ещё 4 очковых финиша. Сезон принёс бразильцу 22 очка и 6-е место в общем зачёте. Разница с предыдущим чемпионским сезоном в Williams составляла больше 50 очков. Сколь хорошо у Пике получалось выигрывать титулы, столь же ужасно у бразильца получалось отстаивать на следующий сезон звание сильнейшего гонщика планеты.

Нельсон Пике на Гран-При Великобритании 1984 года. Источник: imgur.com

6. Дэймон Хилл: сын двухкратного чемпиона мира был очень близок к титулу в 1994 году, когда он до последнего этапа в Аделаиде претендовал на чемпионство, и лишь столкновение с Шумахером не позволило ему одержать сенсационную победу. В следующем сезоне столь жаркой борьбы за чемпионство не получилось. Но в 1996 году британец, наконец-таки, смог осуществить свою мечту, став первым и пока единственным сыном чемпиона Ф-1, который сам стал чемпионом (по итогам 2016 года данный список рискует пополниться второй фамилией). 

Впрочем, по завершении победного чемпионата Дэймон разругался с командой и был вынужден искать себе новое место работы. Предпочтя скромную Arrows быстрым McLaren, Benetton и Ferrari, Хилл довольствовался в свой пост-чемпионский сезон всего лишь одним подиумом и 7-ю очками, что было на 90 меньше его прошлогоднего результата. 12-ая строчка в общем зачёте по итогам сезона 1997 года — не самое лучшее развитие событий для чемпиона мира.

Однако в следующем сезоне Хилл перешёл в Jordan, где провёл 2 года, после чего принял решение о завершении карьеры. Итог — всего 1 победа с момента победы в чемпионате.

Дэймон Хилл на Гран-При Австралии 1997 года. Источник: f1fanatic.co.uk

Другие примечательные случаи:

  • Льюис Хэмильтон (2009). Смена регламента после сезона 2008 и поздний переход на разработку нового шасси привели к тому, что в первой половине сезона McLaren выглядел просто ужасно. Впрочем, защита титула в 2015 году помогла избежать Льюису попадания в наш список.
  • Альберто Аскари (1954). После ухода из Ferrari в Lancia итальянцу пришлось почти весь сезон ждать, когда новая команда подготовит своё первое шасси. В итоге за тот сезон Аскари заработал всего 1,14 очков.
  • Джек Брэбем (1961). Смена регламента лишила австралийца шансов на хет-трик. Набрав всего 4 очка, Брэбем решил основать свою собственную команду, с которой также добьётся немалых успехов.

Источник: rachf1.com
Текст: Эрдня Кулешов

Новости по теме

    МТС

    Новости СМИ2