Кто всё-таки самый невезучий пилот в истории Формулы-1?

Кто всё-таки самый невезучий пилот в истории Формулы-1?

Фото: f1-history.deviantart.com06 августа 2016 в 12:15

Недавно ушедший из жизни Крис Эймон запомнится многим как лучший пилот, ни разу не выигрывавший Гран-При. Но кто в действительности заслуживает данный несчастливый титул?


Криса Эймона также часто называли самым неудачливым пилотом в истории Формулы-1 в основном из-за провальных попыток выиграть хотя бы один Гран-При. Но подкреплено ли данное суждение, являющееся сугубо субъективным, его статистикой? Или есть какой-то другой гонщик, менее известный, которому пришлось ещё хуже? 

Не считая американских пилотов, участвовавших в Ф-1 лишь в рамках гонки Инди-500 в 50-60-х годах, общее количество гонщиков, никогда не выигрывавших гонок в Формуле-1, равно 563. Стоит исключить тех, у кого никогда не было реальной возможности побороться за победу, оставив лишь тех, кто может похвастаться финишами на подиуме. Таковых остаётся 86. Если же ограничиться теми, у кого в активе есть круги лидирования, то число претендентов уменьшается до 36 человек.

Итак, для полноты картины список следующий порядке убывания количества проведённых ГП): Андреа-де Чезарис, Ник Файдфельд, Дерек Уорвик, Жан-Пьер Жарье, Мика Сало, Серхио Перес, Крис Эймон, Роман Грожан, Иван Капелли, Тимо Глок, Такума Сато, Стефан Йоханссон, Ханс-Йоахим Штук, Бруно Джакомелли, Вальттери Боттас, Харри Шелл, Рольф Штоммелен, Жан Бера, Майк Хэйлвуд, Джеки Оливер, Том Прайс, Мастен Грегори, Луиджи Вилорези, Нельсон Пике мл., Пирс Каридж, Тревор Тейлор, Феличе Бонетто, Эудженио Кастеллотти, Стюарт Льюис-Эванс, Оливье Жендебьен, Вилли Майресс, Карл Клинг, Джонни Серво-Гавен, Карлос Мендитегай, Джон Лав и Майк Паркс.

Имея список, упорядоченный по количеству гонок, время копнуть глубже. Существует множество статистических показателей, которые могут рассматриваться при определении титула, который был присвоен Эймону, но самым простым шагом выглядит сравнение количества Гран-При, в которых лидировал пилот. Интересно, что первенствует здесь отнюдь не новозеландец. Лидером является современный пилот — Ник Хайдфельд, который возглавлял пелетон аж в 8 гонках, тогда как Эймон лидировал лишь в 7.

Ник Хайдфельд и Роберт Кубица на Гран-При Канады 2008

Лидирования в гонках

1. Хайдфельд 8

2. Эймон 7

= Бера 7

= Грожан 7

3. Перес 4

4. Клинг 3

= Шелл 3

= Кастеллотти 3

= Оливер 3

= Жарье 3

= Хюлькенберг 3

= Боттас 3

Одно дело лидировать в гонке, но что насчёт количества кругов лидирования? Здесь Хайдфельд уже далеко не лидер.

Круги лидирования

1. Эймон 183

2. Бера 107

3. Жарье 79

4. Капелли 46

5. Хюлькенберг 43

6. Грожан 40

7. Мендитегай 39

8. Оливер 36

9. Де Чезарис 32

10. Джакомелли 31

11. Хайдфельд 25

12. Перес 23

Ещё одним очевидным показателем является количество подиумов без побед. Здесь Ник снова возвращается в лидеры, хотя важно отметить, что он стартовал в гонках на 87 раз чаще, опережая Эймона всего на 2 подиума. Более того, Эймон выступал во времена большей ненадёжности техники, имея лишь 53,1% завершённых стартов при 75,4% у Хайдфельда. Так что если рассматривать в качестве «возможности для подиума» лишь полноценный финиш в гонке, то у Эймона был всего 51 шанс, а у Хайдфельда — 138.

Ник Хайдфельд на Гран-При Малайзии 2011

Подиумы без побед

1. Хайдфельд 13

2. Йоханссон 12

3. Эймон 11

4. Грожан 10

5. Бера 9

= Эдди Чивер 9

= Мартин Брандл 9

= Боттас 9

9. Виллорези 8

10. Перес 7

Позиции Хайдфельда в данном рейтинге особенно сильны, если учитывать, что 8 из его 13 подиумов — это финиши на 2-й позиции. Среди всех пилотов без побед это делает Ника безоговорочным лидером по количеству вторых мест. Впрочем, всё это лишь причуды статистики, потому что если бы в тех случаях лидер гонки допустил ошибку или столкнулся с механическими проблемами, Хайдфельда можно было бы сразу исключать из наших рассуждений.

Что касается Эймона, хотя у него было всего 3 финиша на второй позиции, это не делает его менее достойным победы. В случае с Хайдфельдом можно сказать, что лишь 1 из его подиумов мог или должен был становиться победой — речь о Канаде'08, когда находясь на тактике одного пит-стопа, немец получил приказ пропустить своего напарника Роберта Кубицу, ехавшего на двух пит-стопах. Останься он впереди тогда, что было легко осуществимо, это нарушило бы приказ BMW Sauber, но если бы позади Ника находился бы любой другой пилот, велика вероятность того, что Хайдфельду удалось бы выиграть ту гонку.

Ещё один пилот, который находится высоко во всех трёх рейтингах, это Бера. Французу не повезло провести все свои 52 Гран-При не в самой лучшей машине. Свои лучшие результаты он демонстировал во время выступления за заводскую команду Maserati в 1955-57-х годах, когда его напарником был Хуан-Мануэль Фанхио, выигрывавший в тот период титул за титулом. Бера занимает вторые места по количеству кругов лидирования и лидирований в гонках, а 9 подиумов ставят его на 5-е место в подиумном рейтинге. Показатель в 48,1% финишей говорит, что количество его подиумных возможностей сводилось к 25 гонкам. Это делает его не таким серьёзным соперником Эймона в «борьбе» за титул главного неудачника Ф-1, как Хайдфельда.

Стоит также поговорить и о квалификациях. Всего 11 пилотов, стартовав с поул-позиции, не смогли в дальнейшем выиграть ни одной гонки.

Крис Эймон

Поулы без побед

1. Эймон 5

2. Тео Фаби 3

3. Жарье 3

4. Льюис-Эванс 2

5. Кастеллотти 1

= Де Чезарис 1

= Джакомелли 1

= Хайдфельд 1

= Хюлькенберг 1

= Паркс 1

= Прайс 1

Эймон здесь также лидирует, опережая несчастного Фаби, который не только не смог превратить ни один из своих трёх поулов в победу, но даже никогда, по сути, и не лидировал в гонке. Он всего лишь 1 из 9 пилотов в истории Ф-1, который завоёвывал подиум и поул, но никогда не выигрывал гонок.

Есть ещё один ключевой статистический показатель, намного более субъективный, чем предыдущие. Это гонки, которые пилот, возможно, должен был выиграть. Чтобы составить рейтинг по данному показателю, нужно смотреть на тех, кто сходил с дистанции во время лидирования, правда с оговоркой, что в данный список входит лишь тот, кто лидировал на старте того круга, на котором он сходил. Лишь 11 пилотов, никогда не побеждавших в гонке, выбывали в подобных обстоятельствах. Из них лишь на долю Эймона и Жарье подобная судьба выпадала более 1 раза.

Жан Бера на Гран-При Великобритании 1957

Сходы во время лидирования

1. Эймон 3

2. Жарье 2

3. Мендитегай 1

= Бера 1

= Грегори 1

= Серво-Гавен 1

= Оливер 1

= Прайс 1

= Штоммелен 1

= Штук 1

= Джакомелли 1

Впрочем, многие пилоты сказали бы, что у них были гонки, которые они должны были выигрывать. Например, Бера должен был выиграть Гран-При Великобритании 1957 года на Maserati, если бы не проблема со сцеплением; Дерек Уорвик на Renault победил бы в Бразилии'84, если бы не проблема с рычагом подвески; Иван Капелли мог бы выиграть Францию'90, если бы не пострадал от кратковременного падения в давлении масла на подходе к повороту Signes, а Бруно Джакомелли не выиграл в Уоткинс-Глене в 1980 году лишь из-за проблем с электрикой. Если же собирать подобные случаи и в карьере Криса Эймона, то получится, что помимо трёх случаев, когда новозеландец сходил будучи лидером, он сталкивался с проблемами ещё в 4 гонках, где у него был реальный шанс на победу.

Крис Эймон на Гран-При Испании 1968

Случаи, когда Эймон был близок к победе

США'67: нехватка топлива привела к проблемам с подшипником двигателя, без которых скорее всего он обогнал бы лидирующего Кларка

Испания'68: отказ топливного насоса во время лидирования

Канада'68отказ топливного насоса во время лидирования

Бельгия'68: продырявленный радиатор после взятия поула с отрывом в 3,7с

Испания'69: отказ двигателя во время лидирования

Италия'71: сдёрнутый козырёк визора на пути к победе, финиш на шестой позиции

Франция'72: прокол, откат на третью позицию

Иногда взгляд на статистику даёт ясную картину. После всех приведённых данных получается, что предположение о том, что Эймон, входящий в топ-3 всех наших невесёлых рейтингов, — самый неудачливый пилот, не побеждавший в гонках, справедливо. И, несмотря на то, что статистика не берёт в расчёт пилотов, чьи карьеры получились короткими, вряд ли кто-то    может сказать, что в истории Формулы-1 в погоне за первой победой кому-то    не везло больше, чем Эймону.

Крис Эймон на Гран-При Италии 1971

Вся статистика взята с forix.com

Источник: autorsport.com
Текст: Эрдня Кулешов

Новости по теме

    МТС

    Новости СМИ2