Почему Формулы-1 нет в программе Олимпиады?

Почему Формулы-1 нет в программе Олимпиады?

Фото: formula1.com11 августа 2016 в 18:17

Глаза всего мира сейчас устремлены на Рио-де-Жанейро, столицу XXXI Летних Олимпийских игр. Но почему же автоспорт не является их частью?


В последний раз автогонки были представлены на Олимпиаде ещё в далёком 1900-м году на играх в Париже, а вместе с ними там были крикет, крокет и воздухоплавание! Те игры проходили вместе со Всемирной выставкой, длились около полугода, и на них даже присутствовали соревнования в классе электрических автомобилей (привет Формуле-Е).

После этого автоспорт ещё дважды был частью этого спортивного праздника и дважды это случалось в Германии. В 1936 году, когда в Европе уже начинал витать запах войны, отважная британка Бетти Хайг получила золотую медаль за победу в Олимпийском Ралли. Это же дисциплина была восстановлена в 1972 году на играх в Мюнхене — стартовав в портовом городе Киль, где проходили соревнования по парусному спорту, заезды закончились 6 дней спустя на Олимпийском стадионе. Стоит отметить, что в обоих случаях автогоночные соревнования проходили ещё до того, как открывались игры. Кстати, угадайте, кто был на месте штурмана в выигравшем экипаже Alpine A110 в 1972 году? Не кто иной, как Жан Тодт.

F1, FIA и МОК

В 2012 году FIA под руководством Тодта была зарегистрирована в качестве Международной Спортивной Федерации, признанной Международным Олимпийским Комитетом. Пятью годами ранее МОК убрала из описания спорта на механической тяге пункт «неприемлемый». По сути, FIA получила место за олимпийским столом с правом голоса, к которому МОК прислушивается. Ключом к этому стало подписание FIA Олимпийской Хартии и принятие анти-допинговых стандартов, а также, что, возможно, более важно, создание Комиссии Пилотов.

Однако во время своего визита на Гран-При Великобритании 2012 года, который проходил всего за пару недель до открытия Лондонских игр, тогдашний глава МОК Жак Рогге ясно высказался о перспективах Формулы-1 стать частью Олимпиады.

«У нас одинаковое стремление к совершенству. Мы можем многому научиться у Формулы-1. У нас много общих черт, это спорт с тяжёлой конкуренцией, к которому спортсмены готовятся очень тщательно. Но, честно говоря, в концепции, которую мы имеем сейчас, игры — это соревнование для атлетов, а не для оборудования. Таким образом, сохраняя большое уважение, мы не будем включать автоспорт в программу Олимпийских игр».

Но нелепо полагать, что нынешние олимпийские виды спорта не испытывают влияния извне. Есть множество соревнований, в которых оборудование играет большую роль — от сверхаэродинамичных трековых велосипедов и гольфовых клюшек и теннисных ракеток до высокотехнологичных купальников ведь ещё совсем недавно в плавании и вовсе были разрешены гидрокостюмы). Не говоря уже о лошадях для конных соревнований и современного пятиборья!

Так что можно запросто опровергнуть идею «спортсмен против спорстмена». И не стоит также пытаться заявлять, что «Олимпиада не для профессионалов» — Олимпиада создана для лучших спортсменов на планете. Точка. Принятие Королевских гонок в олимпийскую семью принесло бы много пользы, которая выражалась бы не только в большей ТВ-аудитории. Но может ли сама Ф-1 быть небольшой частью чего-то   большего. Думаем, что нет. Формуле-1 не нужна Олимпиада. Но автоспорт в целом мог бы извлечь из этого большую выгоду.

Как бы это работало?

Лучшим способом стать частью Олимпиады было бы создание одиночной категории. Все затраты по обеспечению спортсменов техникой мог бы взять на себя Nissan, который уже долгое время является одним из спонсоров Олимпийских Игр. Кстати, следующая Летняя Олимпиада пройдёт как раз в Токио…

Наиболее вероятной концепцией могла бы стать модель по типу Formula Palmer Audi. Одинаковые машины и двигатели, которые достаются в результате слепого жребия, множество беспристрастных инженеров и механиков, обслуживающих их. Следующий вопрос — кто бы управлял машинами? Был бы это лучший пилот, которого смогла бы найти национальная автоспортивная федерация? Кто бы выступал, к примеру, за Великобританию, Льюис или Дженсон? Представлял бы Германию Нико или Себ? Включение автогонок в программу Олимпиады могло бы послужить мощным толчком к его развитию в странах, где он пока что не очень популярен.

Итак, концепция вроде бы утверждена, и теперь нужно лишь обеспечить проведение соревнований в рамках, требуемых МОК.

Не должно возникнуть никаких проблем с местом проведения соревнований. Формуле-Е проводила заезды вокруг стадиона Птичье Гнездо в Пекине, а серия V8 Supercars ездила в Сиднее, так что у организаторов будет множество вариантов городских гонок. Можно также задействовать и стационарные автодромы — трасса Фудзи могла быть стать отличным вариантом для Токио через 4 года. Кстати, организаторы Олимпиады в Рио умудрились построить Олимпийскую деревню на месте автодрома Жакарепагуа…

Наконец, Берни мог бы получить свою медаль

В 2008 году Берни Экклстоун высказал идею о медальной системе определения Чемпиона мира, которая могла бы заменить привычную очковую.

«Единственной причиной, по которой я предложил это, было то, что я сыт по горло людьми, заявляющими об отсутствии обгонов. Причина их отсутствия кроется не в трассах, а в том, что у пилотов нет необходимости обгонять. Если ты лидируешь, а я второй, то я не буду пытаться рисковать вылететь с дороги в погоне за двумя лишними очками. Если же мне требовалось бы обогнать, чтобы выиграть золотую медаль, наибольшее количество которых приносит победу в чемпионате, то я бы попытался это сделать».

Конечно, Чемпионат мира это хорошо. Но что насчёт выигрыша первой в истории официальной Олимпийской золотой медали в автогонках? Насколько бы это было круто. Это однозначно была бы гонка века, и покажите мне профессионального пилота, который бы отказался от возможности побороться за победу в ней.

Источник: motorsport.com
Текст: Эрдня Кулешов

Новости по теме

    МТС

    Новости СМИ2