Почему увольнение Эллисона — большая ошибка Ferrari

Почему увольнение Эллисона — большая ошибка Ferrari

Фото: motorsport.com02 августа 2016 в 19:12

Когда в крупнейшей в Формуле-1 команде на пороге больших изменений в регламенте начинаются столь значительные перестановки в техническом штабе, это не сулит ей ничего хорошего.


Помимо решений FIA и Стратегической группы, касающихся радиопереговоров и выездов за пределы трассы, главной новостью в паддоке во время недавнего Гран-При Германии стал уход со своего поста технического директора Ferrari Джеймса Эллисона. Каждый в Ф-1 выражал Джеймсу свои соболезнования в связи с кончиной его жены после Гран-При Австралии. В Англии у него осталось трое детей, которые, разумеется, имеют для британца гораздо больший приоритет, чем Ferrari в Италии. Скорее всего, уже в скором времени Эллисона наймёт одна из команд, базирующихся на Туманном Альбионе, и даст ему возможность продолжить работу в сфере, которой он посвятил свою жизнь, разумеется, при условии, что он сам захочет этого. Но возникает вопрос, почему Ferrari не могла выступить с предложением, которое бы позволило ему продолжать работать с командой, по крайней мере в краткосрочной перспективе, учитывая при этом его личные предпочтения.

Сейчас для Ferrari очень тяжёлое время, чтобы делать подобные большие изменения в команде. Команда уже значительно отсаёт от Mercedes и всё больше отпускает вперёд Red Bull, поэтому сейчас ей нужно проанализировать ситуацию и начать сокращать отрыв, в то же время готовясь к новому регламенту 2017 года. Предполагалось, что текущий сезон будет ознаменован упорной борьбой Mercedes и Ferrari. Этого не случилось, но текущие изменения в руководстве команды могут означать, что пройдёт ещё некоторое время, пока это, наконец, произойдёт. Нестабильная обстановка в Ferrari имеет огромные последствия для всей Формулы-1 в следующем году.

Уход Эллисона поднимает большой вопрос о том, как работает Ferrari. Были слухи, согласно которым президент Ferrari Серджио Маркионне не был большим фанатом Джеймса, потому что тот был достаточно прямолинеен, чтобы высказывать своё мнение в лицо главе концерна. В самом деле, почему Эллисона, с его 25-летним опытом и репутацией одного из лучших технических специалистов паддока, должен выслушивать кто-то , у кого опыта в Формуле-1 практически нет? Что не так происходит в Ferrari после того, как эра Михаэля Шумахера, Жана Тодта и Росса Брауна подошла к концу?

Ferrari в 2002 году: Тодт, ди Монтедземоло, Шумахер, Браун

Тодту чрезвычайно хорошо удавалось удерживать Луку ди Монтедземоло, тогдашнего главу Ferrari, от вмешательства в технический аспект работы команды. Это позволяло Брауну концентрироваться лишь на технических и инженерных деталях и выполнять свою важную работу. Вкупе с лидерскими качествами Шумахера, который был в Ferrari неоспоримым пилотом №1, это позволило команде добиться потрясающих результатов.

Когда команда расстаётся со своим техническим директором, главными вопросами, на которые необходимо ответить, являются «что включали в себя его обязанности?» и «насколько велик разрыв, который нужно сократить?» Похоже, в последнее десятилетие проблема заключалась отчасти в неспособности ответить на эти вопросы, ведь в команде ввели новые должности технического директора и главного инженера. Но, когда роль технического директора оправдывает себя, ситуация становится такой же, как и раньше: кто-то с хорошим пониманием того, что делает машину быстрой и вселяющей в пилота уверенность, занимается постройкой такой машины.

Маурицио Арривабене и Серджио Маркионне

Не обязательно быть самым лучшим или самым организованным управленцем. Людей с подобными качествами вы можете найти в любой области инженерной индустрии, и их обязанностями будет собрать вместе персонал и методы работы, создать рабочий процесс и поддерживать мотивацию, требуемую для большой группы людей, чтобы она была успешной и слаженной. Технический директор должен иметь способность видеть целиком картину того, как работает машина Ф-1, чтобы затем улучшать каждую область и добиваться максимум производительности во время каждого гоночного уик-энда. Нет чётко спланированной схемы. Да, всегда есть место для проверенных технических концепций, но внутреннее инженерное чутьё по-прежнему играет большую роль в том, как технический директор направляет дальнейшее развитие команды. И когда дело доходит до реализации потенциала, главным аспектом становится стабильность. Развитие этой стабильности может занять годы, но в Ferrari просто проводят изменение ещё до того времени, когда можно получить какие-то реальные результаты.

Маттиа Бинотто

У сменщика Эллисона, Маттиа Бинотты, однозначно впереди много работы. И, ко всему прочему, ему придёться иметь дело с политическими играми, о которых он никогда и не предполагал. Впрочем, Ferrari ещё предстоит принять несколько важных решений. Продолжит ли Бинотто идти в том же направлении, что и Эллисон, или он начнёт играть мускулами и поведёт развитие машины по другому пути? Или Маттиа является лишь промежуточным техническим директором, пока руководство команды не найдёт кого-то ещё? Бинотто — несомненно очень опытный специалист. Он присоединился к команде в 1995 году в качестве инженера по тестированию двигателей и за этот период прошёл огромный путь, став в 2014 главным операционным директором по силовым установкам. И он по большей части «моторный» человек.

Изменения, которые произойдут в 2017 году, повлияют на всю аэродинамическую концепцию машины сильнее, чем что-либо с 2009 года. Поэтому для команды жизненно важным будет наличие какого-нибудь опытного специалиста по аэродинамике. Но поиск таковых в настоящий момент представляется слишком запоздалым, так как все главные инженеры в этой области уже связаны контрактами. Даже если бы Ferrari удалось убедить кого-то возглавить технический штаб в Маранелло и прийти в команду, которая извне кажется разрозненной, этому специалисту предстоял бы как минимум шестимесячный отпуск, полагающийся при переходе между техническими департаментами двух разных команд. Поэтому его приход в Ferrari был бы уже чересчур запоздалым для проектирования машины 2017, а может даже и 2018 года.

Себастьян Феттель на Гран-При Германии 2016

К тому же подобные внезапные перестановки всегда создают период неопределённости, который несомненно будет иметь краткосрочные последствия на развитие машины. Инженеры будут в таком же недоумении, как и остальной мир. Пришёл ли этот новый технический директор надолго или в команду скоро придёт кто-то ещё, кто снова начнёт всё менять? Всё это может оказать значительное влияние на то, как работает команда, а, значит, и на результаты, которые показывает команда на трассе. Поклонникам старейшей команды Формулы-1 стоит опасаться того, что, пока Ferrari не сделает больший упор на стабильность и не даст 100%-ной долгосрочной поддержки тем, кому она поручила достижение успеха, она так и продолжит оставаться той командой, которую мы видим сегодня — редким претендентом на победы в отдельных Гран-При, не способным, несмотря на весь свой богатейший опыт, по-настоящему включиться в борьбу за чемпионство.

Текст: Эрдня Кулешов

Новости по теме

    МТС

    World of Tanks RU World of Warships RU WarFrame

    Новости СМИ2