Как скоро Mercedes покинет Королевские гонки?

Как скоро Mercedes покинет Королевские гонки?

Фото: theverge.com01 августа 2016 в 00:52

Производители приходят и уходят из Формулы-1, поэтому справделиво предположить, что в какой-то момент уйдёт и Mercedes, и вопрос лишь в том, «когда Судя по всему, уход немецкого концерна состоится скорее рано, чем поздно.


На Гран-При Венгрии, завершившемся неделю назад, руководителя Mercedes Тото Вольффа попросили прокомментировать слухи о том, что в конце 2018 года немецкий концерн завершит своё владение командой. Вольфф отказался давать какие-то прямые ответы на столь прямой вопрос, однако в команде заявили следующее:

«Можете свободно говорить, что компания отказалась комментировать историю, которую она рассматривает как очень креативную спекуляцию!»

Впрочем, при исследовании степени достоверности данных слухов появляется множество факторов, которые указывают на то, что Mercedes всё-таки может в конце 2018 года уйти из Ф-1 — если и не полностью, то уж точно избавившись от заводской команды и оставшись лишь в качестве поставщика моторов, пока в конце следующего десятилетия не истечёт срок действия технического регламента. Интересно также и то, что 4 жизненно важных контракта Mercedes истекают в 2017-19 годах, а оба пилота подписаны до конца всё того же 2018 года. Как отметила в Будапеште одна уважаемая в паддоке персона:

«Крайне необычно, что в такой большой команде контракты обоих пилотов истекают одновременно, особенно учитывая, что Росберг намеревался заключить трёхлетний контракт, который оставлял бы его в команде до 2019 года. Очень странно».

Компания отметила, что имеет контрактные обязательства по сохранению команды в Формуле-1 до 2020 года, в котором она будет отмечать уже 27-ой подряд сезон участия в Королевских гонках (как поставщик двигателей) и 11-ый сезон в качестве владельца команды. Стоит напомнить, что до прихода в Ф-1 в качестве заводской команды в 2010 году Mercedes помог выиграть два Кубка Конструктора в качестве поставщика моторов — в 1998 году с McLaren и в 2009 году с Brawn GP.

Впрочем, не стоит забывать, что в Формуле-1 единственная ценность контракта заключается в пункте, обговаривающем условия его разрыва. Вдобавок промоутер Ф-1 Берни Экклстоун продолжает повторять, что его детище функционирует подобно «картелю», поэтому для Mercedes было бы делом одной минуты выйти сухим из воды, заявив, что такая всемирно известная компания, как Daimler AG, не желает ассоциировать себя с «картелью».

Тото Вольфф и Берни Экклстоун

Таким образом компания по производству двигателей — отдельное юридическое лицо — может продолжить поставлять двигатели Ф-1 для того, чтобы выполнять контрактные обязательства перед командами, в то время как сама гоночная команда может спокойно покинуть Королевские гонки. Предполагая, что всё это сбудется, каким образом Mercedes уйдёт из Формулы-1? В Брэкли штат компании составляет 900 человек, а ещё 600 работают на заводах High Performance Powertrains в Бриксуорте — мгновенное увольнение 1500 высококвалифицированных специалистов представляется чрезвычайно затратным действием. Вопрос с HPP выглядит менее сложным, ведь его потенциальный уход намечен лишь после 2020 года, плюс подразделение может продолжить работу в качестве исследовательского предприятия по альтернативным источникам энергии — вполне сочетается с его текущей ролью, отсутствует лишь соревновательный аспект. HPP уже выпускает проекты по электрификации для AMG и решения по гибридным установкам для дорожных машин, поэтому на этом направлении будет не очень много изменений.

Ключ к выходу Брэкли из Ф-1 (как заводской команды) лежит в структуре её акционеров: Daimler владеет 60% команды, Вольффу принадлежит 30%, а неисполнительному председателю Ники Лауде — оставшиеся 10%. Лауда публично признался, что его контракт истекает в конце 2017 года, что также подтвердила команда, поэтому вопрос теперь уже не «когда, а скорее «кто приобретёт акции Ники?» Вероятный ответ лежит в интервью изданию Autocourse, сделанном в конце прошлого года: Вольффу изначально было предложено 40% команды, из которых 10% он добровольно передал во владение Лауды в качестве стимула для привлечения трёхкратного чемпиона мира. Логично предположить, что у Вольффа остаётся опция по выкупу акций, которые были изначально ему предложены. С учётом недавних бонусов Тото после двух подряд выигранных Кубков Конструкторов, их покупка не должна представлять для него никаких проблем.

Неисполнительный директор Mercedes AMG Ники Лауда

Всё это вызывает следующий вопрос: зачем Mercedes уходить, находясь на первом месте? Команда, доминирующая уже третий год, на следующие два сезона располагает двумя классными пилотами (хотя, кажется, один из них всё-таки «класснее» другого). В этом году борьба за титул уже привычно свелась к противостоянию пилотов Mercedes, и ни о каком вмешательстве других команд пока даже речи не идёт. Этот успех позволяет коллективу достаточно рано переключиться на регламент 2017 года, и можно с уверенностью сказать, что штат из 900 человек продолжит неустанно трудиться в штаб-квартире в Брэкли с одной-единственной целью: продлить доминирование Серебряных стрел.

Но история Формулы-1 учит тому, что после подобных взлётов всегда бывают затяжные неудачи. Ранее всего 2 раза команда доминировала подобным образом: McLaren-Honda конца 80-х, выигравшая почти всё в период с 1988 по 1991, и Ferrari, доминировавшая 5 лет подряд с 2000 по 2004 год. К 2018 году Mercedes, вероятно, будет доминировать уже 5-ый год, сравнявшись по этому показателю с достижением итальяской команды начала века.

Льюис Хэмилтон и Дитер Цетше

Но, по законам Ф-1, после хороших времён неизменно следуют спады. После своего доминирования McLaren смог выиграть всего 1 (!) Кубок Конструкторов, в то время как Ferrari удалось после своих успехов выиграть всего 2 — да и то, один из них был взят в 2007 году после памятного «шпионского скандала». Сегодня обе являются бледными тенями тех своих команд, но обе они продолжают свои выступления в серии, так как у них нет особого выбора: McLaren существует, чтобы гоняться в Ф-1, а что до Ferrari, то Ф-1 не просто является частью её маркетинговой стратегии (как это устроено в Mercedes) — Ф-1 и есть вся её маркетинговая стратегия.

Видимо, уже заглядывая настолько далеко вперёд в период потенциального спада, в гордой компании Mercedes задались вопросом: зачем так рисковать? Однозначно, лучше уйти, когда всё идёт хорошо и ещё не наступила неизбежная нисходящая спираль, оскверняющая те великолепные достижения, по которым будут помнить немецкий концерн. Есть также и ещё одно соображение: контракт Дитера Цетше, 63-летнего председателя совета директоров Daimler, который больше всех агитировал за возвращение компании в Ф-1 в качестве заводской команды и назначение Вольффа в качестве главы автоспортивной программы. Его соглашение истекает в конце 2019 года, когда он превысит обязательный пенсионный возраст компании. Это значит, что его контракт не будет продлён.

Захочет ли Цетше в свой последний год в качестве председателя совета директоров быть запятнанным потенциальным поражением в крупнейшей профильной маркетинговой кампании Mercedes после 4-5 лет абсолютного доминирования? Принимая во внимание все вышеизложенные факторы, вероятно, (трёхлучевые) звёзды медленно выстраиваются в полное затмение гораздо раньше, чем ожидалось.


Новости по теме

    Envato WW