Почему Баттон и Williams нужны друг другу

Почему Баттон и Williams нужны друг другу

Фото: crash.net13 июля 2016 в 13:58

Если Дженсон Баттон в конце этого сезона покинет McLaren, его переход в Williams, где он и начинал свою карьеру, будет выгодным для обеих сторон — и дело тут далеко не в ностальгии.


Если Williams всерьёз намеревается вновь стать топ-командой, подписание на следующий сезон Дженсона Баттона должно стать главной целью руководства конюшни на ближайшие месяцы. Ferrari продлила контракт с Кими Райкконеном на 2017 год, Red Bull сохраняет своих пилотов, а Mercedes практически договорился с Нико Росбергом — всё это ставит Williams в завидное положение команды, обладающей самым желанным свободным (потенциально свободным) местом на стартовой решётке.

Это свидетельствует о кардинальном изменении по сравнению с 2014 годом, когда после разочаровывающей формы предыдущего сезона команда была ограничена в выборе пилотов. Тогда Williams сохранил веру в набирающийся опыта талант Вальттери Боттаса и подписал опытного Фелипе Массу, начав таким образом процесс возрождения. После этого команда лишь с 5-ым по размеру бюджетом завоевала два подряд 3-х места в Кубке Конструкторов, что является впечатляющим достижением, хотя в этом году она скорее всего и опустится на 4-е место.

Но для следующего этапа команде нужно пойти на смелый шаг, и привлечение чемпиона мира, который обладает опытом, стабильностью и мотивацией — пусть даже и в середине 4-го десятка — как раз могло бы стать таким шагом. Технический директор команды Пэт Симондс заявлял, что Williams пока не готов для мегазвезды вроде Фернандо Алонсо, даже если бы такая была свободной на рынке пилотов. Вместо этого коллектив скорее сосредоточит ресурсы на повышении производительности машины.

И тут опытный специалист прав. Подписание испанца, способного выигрывать гонки, но также ожидающего борьбы за титул, — это не то, что сейчас нужно Williams. Но решение не тратить много денег на пилотов должно быть пересмотрено. Согласно некоторым оценкам вклада шасси и пилота в итоговый результат, последний отвечает примерно за 15% общей конкурентности. Таким образом ресурсы середняков и аутсайдеров чаще всего тратятся на машину, а в топ-командах же, где даже малая разница может вызвать изменения, пилот имеет гораздо больше значения. Williams имеет претензии на то, чтобы называться топ-командой и выигрывать гонки, поэтому ему нужно начать смещать свои акценты. Подписание Баттона выглядит логичным шагом в данном направлении.

Будучи независимой командой, Williams приходится жёстче контролировать свой бюджет, но в последние годы в Гроуве доказали, что они способны делать это, при этом оставаясь вполне конкурентными. Баттон будет стоить команде больше, чем нынешние Боттас или Масса, но трата дополнительных нескольких миллионов в этом направлении будет оправдана. Подписание пилота такого калибра будет служить сигналом того, что последние два года не были случайностью и что Williams намеревается бороться за ведущие позиции уже в обозримом будущем.

Это будет стимулом для сотрудников команды, которые будут знать, что Баттон делает всё что в его силах, предоставляя инженерам ценную обратную связь при развитии болида. Британский чемпион мира в британской команде несомненно откроет дорогу к новым спонсорам, которые могут возместить затраты команды на дорогостоящее подписание Дженсона. В конце концов, Баттон является одним из самых коммерчески привлекательных пилотов в современной Ф-1.

Впрочем, при подписании Баттона важны будут и обстоятельства, при которых это произойдёт. Если McLaren решит-таки расстаться с британцем, в Williams должны будут убедиться, что Баттон достаточно мотивирован и не просто ищет платный контракт, чтобы заработать ещё немножко под конец своей карьеры в Формуле-1. Но судя по настроению Баттона и его публичным комментариям, британец всё ещё любит Ф-1 и сохраняет настрой конкурировать и побеждать. Да и его последние выступления показывают, что он по-прежнему борется на трассе в полную силу.

Для Баттона же, если он сменит McLaren на Williams, важно убедиться, что он присоединяется к действительно стоящему проекту. Форма команды в последних гонках несколько разочаровывает, ведь возрождение Red Bull отодвинуло британцев на 4-е место в Кубке Конструкторов. Команду даже начала поджимать сзади обладающая схожим бюджетом Force India, которая заметно прибавила после представленных в Барселоне обновлений. Впрочем, Williams уже по большей части сфокусирован на следующем сезоне, а Роб Смедли недавно назвал новый регламент по аэродинамике на 2017 год «отличной возможностью» для его команды.

Williams, доказав, что способен выжимать максимум из скудного бюджета, представляется для Баттона, пожалуй, лучшим шансом для скорого возвращения на подиум. Дженсон высоко оценивается руководством Williams и может получить таким образом огромную поддержку, в случае если придёт в коллектив из Гроува. От него будут ждать, что он поведёт команду вперёд, а это несомненно придётся по вкусу самому чемпиону мира 2009 года. Время идёт, и шансов у Баттона снова вернуться на подиум всё меньше. Он не выигрывал гонок с 2012 года, и Williams предлагает ему реальный шанс снова почувствовать вкус успеха.

Что касается другого места в команде, всё идёт к тому, что Боттас сохранит своё место ещё на один сезон, что будет умным ходом для обеих сторон. Считается, что финн уже не прочь проверить свои силы в болиде посерьёзнее, но пока двери в топ-команды закрыты, Williams является для него лучшей опцией на следующий сезон.

Williams также осознаёт наличие опции по Боттасу и понимает, что продление контракта повлечёт за собой увеличение зарплаты финна. Учитывая, что 3-е место в Кубке Конструкторов 2016 года уже сейчас выглядит трудно достижимой целью, в следующем сезоне команде, возможно, предстоит столкнуться с уменьшением бюджета, вызванного меньшим количеством призовых денег.

В Гроуве также признались, что могут всерьёз испытать на себе последствия Brexit (примечание: возможный выход Великобритании из состава Евросоюза) — команда платит зарплату инженерам в евро, а с учётом ослабления курса фунта стерлингов, это может начать обходиться руководству дороже. Это означает, что команда, вероятно, захочет пересмотреть зарплату Боттаса, особенно если она подпишет Баттона, попытавшись найти некий компромисс в контрактах гонщиков. Боттас, конечно, остаётся ценным активом для Williams, но в этом сезоне он выступает чуть ниже, чем от него ожидают, что вкупе с ограниченным количеством свободных мест в пелетоне на следующий сезон может несколько ослабить его позиции при переговорах.

Получается, со всем этим Массе придётся покинуть команду? Когда бразилец приходил в Williams, это был «брак по расчёту». Массе нужна была команда, в которой было бы реалистично показывать неплохие результаты, но у него за спиной было не так много спонсоров. Британская команда же была на старте перестройки и нуждалась в опытном пилоте, и Масса был лучшим вариантом, который она могла в тот момент заполучить. С того времени Фелипе проделал солидную работу и всё ещё остается на рассмотрении команды в качестве одного из вариантов, если переговоры по Баттону вдруг сорвутся или Боттас каким-то магическим образом найдёт себе место в одной из топ-команд. 

Ещё одним вариантом для Williams видится привлечение одного из молодых пилотов, но это связано с определёнными рисками, а это не то, чего сейчас ищет команда. Вряд ли повышение получит Алекс Линн, текущий пилот по развитию, который в GP2 идёт на 9-м месте всего с 1 победой (одержанной в воскресной спринтерской гонке). Лэнс Стролл, присоединившийся в этом году в программу развития молодых пилотов Williams, конечно, пока не готов к дебюту в Королевских гонках и в следующем году, вероятно, перейдёт лишь в GP2 из Формулы-3. Пока Стролл является вариантом на долгосрочную перспективу, из которого в Wiiliams могут через пару лет вырастить «второго Боттаса».

Из всего этого выходит, что Баттон является лучшим доступным вариантом, который может вернуть команде импульс и направить её на те позиции, с которых она будет готова привлечь в будущем мегазвезду. Для Баттона этот переход в команду, которая в начале XXI века дала ему дорогу в Формулу-1, будет не просто ностальгией. Williams может дать британцу машину, за рулём которой он сможет под конец своей долгой карьеры сказать своё финальное слово. Последние несколько лет в McLaren он этого явно лишён. Из этого может получиться очень крутое сотрудничество!

Текст: Эрдня Кулешов

МТС

Новости СМИ2