Гран-При Великобритании 1981: гонка, изменившая Формулу-1

Гран-При Великобритании 1981: гонка, изменившая Формулу-1

Фото: f1-world.ru09 июля 2016 в 20:29

Вспоминаем гонку на Туманном Альбионе 35-летней давности, которую можно считать одной из поворотных в истории развития технологий в Королевских гонках.


В плане событий на трассе британский Гран-При 1981 года нельзя назвать каким-то исключительным. Из 24 стартовавших машин всего 8 смогли добраться до финиша. Победитель гонки Джон Уотсон из McLaren стартовал с 5-й позиции, в какой-то момент откатился назад, но затем смог вернуться наверх, во многом благодаря многочисленным сходам и ошибкам других пилотов. В общем, рядовая гонка 70-80-х гг. Но, несмотря на это, ту гонку можно смело считать исторической, ведь она серьёзно повлияла на будущее Формулы-1.

McLaren Уотсона был первой победившей в Ф-1 машиной, сделанной из углеродного волокна. В течение следующих нескольких месяцев другие команды последуют примеру британцев, отказавшись от старых материалов, использовавшихся при конструировании шасси и кузова — стали и алюминия — в пользу углеволокна или углеродного композита, которые сейчас используются не только в Формуле-1, но и во многих других гоночных сериях. Углеволокно делает машины не только легче и быстрее, но и безопаснее: новые машины, в отличии от старых, при авариях, повреждаясь, не наносили вред пилоту.

Сама победа Уотсона также была исторчической по нескольим причинам. Это была первая победа McLaren под управлением её нового руководителя Рона Денниса, пришедшего в коллектив осенью 1980 года и объединившего свою команду Формулы-3 Project 4 с командой Формулы-1 согласно плану, инициированному титульным спонсором Marlboro. McLaren не выигрывал гонки с Гран-При Японии 1977 года, на котором первенствовал Джеймс Хант. Британец выиграл титул чемпиона мира годом ранее, но затем команда резко опустилась в Кубке Конструкторов, закончив сезон 1978 восьмой, а сезоны 1979 и 1980 седьмой. Что касается Уотсона, уроженца Северной Ирландии, то он стал первым британцем, выигравшим Гран-При Великобритании с 1977 года, когда победу одержал всё тот же Хант.

Гонка, как мы уже говорили, получилась не очень увлекательной. Всё прошло спокойно, за исключением инцидента на 3-м круге, когда стартовавший 8-м Жиль Вильнёв, прорвавшись на 4-е место благодаря великолепному старту, зацепил бордюр в повороте Woodcote и допустил разворот. Он задел Алана Джонса на Williams и напарника Уотсона Андреа-де Чезариса, отчаянно пытавшегося избежать аварии.

Удивительно, что сам Вильнёв ещё некоторое время смог продолжать гонку на разбитой машине, пока его заднее колесо окончательно не развалилось. Канадцу пришлось остановить болид в Stowe и завершить свою непродолжительную гонку. Чуть позже, на 12-м круге, у шедшего третьим Нельсона Пике на Brabham взорвалась покрышка в повороте Becketts, после чего последовала жёсткая авария. Стюардам пришлось вытаскивать бразильца из разбитой машины и отправлять в госпиталь, но в итоге Пике отделался лишь незначительными травмами лодыжки. Уже совсем скоро он вернётся в кокпит, чтобы в конце сезона выиграть свой первый из трёх чемпионских титулов.

Но тогда, после Гран-При Великобритании — девятой гонки сезона — с 43-мя очками лидировал Карлос Ройтеманн на Williams. Аргентинец опережал Пике с 26-ю очками и действующего чемпиона мира Джонса с 24-мя. Ройтеманн стартовал в Сильверстоуне лишь 9-ым, но смог прорваться на финише на 2-е место.

1981-ый год был также началом доминирования турбомашин, которые вначале использовались лишь в Renault. Дела у Рене Арну и Алена Проста, разделивших на старте в Сильверстоуне первый ряд, от гонки к гонке шли всё лучше. Просту удалось выиграть предыдущую гонку у себя на родине, а в 1983-м году ему почти удастся выиграть чемпионский титул. Французская команда впервые представила турбомоторы ещё в 1977 году, и после того, как в 1981-м году Ferrari также предприняла попытку заменить свой «атмосферник» турбиной, их примеру последовали и остальные команды.

Главной проблемой новых моторов была их ненадёжность. Вот и в Великобритании вышедший на 1-е место на старте Прост лидировал 17 кругов, пока не отказала его силовая установка. Затем лидерство перешло к его напарнику, но на 50-м круге проблемы с двигателем начались и у него. В итоге его прошёл Уотсон, который затем и лидировал до самого финиша. Это была его первая победа за 5 лет — предыдущий его триумф случился на Гран-При Австрии 1976, когда он выступал за команду Penske.

После 1981 года McLaren 7 раз выигрывал Кубок Конструкторов (правда, последняя на данный момент победа была ещё в прошлом веке) и 10 раз чемпионат среди пилотов. В этом году британский коллектив отмечает свой 50-летний юбилей в Королевских гонках, и среди всех гонок в Сильверстоуне в команде считают именно победу в 1981 году «самым памятным Гран-При Великобритании».


Envato WW